Как правильно заменить тормозную жидкость
Безопасное управление автомобилем невозможно без наличия на 100% рабочей тормозной системы. Водителям важно знать, как проводить замену тормозной жидкости, чтобы предотвратить поломки, сэкономить средства, не прибегая к услугам автосервиса и не ограничивая надежность тормозов. Обратите внимание, что вопросы, связанные с периодичностью замены тормозной жидкости, правильным методом проведения этой процедуры и выбором подходящих составов, требуют более детального рассмотрения.
Что такое тормозная жидкость и для чего она нужна?
Перед тем как мы погрузимся в детали процесса замены тормозной жидкости и правила, с которыми следует ознакомиться, важно понять, какую ключевую роль играет эта жидкость в тормозной системе автомобиля и почему ее замена необходима. Тормозная жидкость — это специальный состав, который заполняет гидравлическую систему транспортного средства. Ее отличительной чертой является несжимаемость, что позволяет передавать давление, создаваемое действием водителя на тормозную педаль, на тормозные механизмы.
Это давление активирует барабаны, колодки и другие части системы, порождая трение, необходимое для надежной остановки автомобиля. Основываясь на этой информации, можно было бы подумать, что ответ на вопрос, чем можно заменить тормозную жидкость, довольно прост, ведь любая жидкость, в том числе и вода, считается несжимаемой по определению. Но это далеко не так. Тормозная жидкость обладает уникальными характеристиками, которые критически важны для эффективной работы тормозной системы. Она устойчива к образованию пузырьков воздуха, не меняет своих свойств при разных температурах, не приводит к быстрому износу и окислению компонентов системы торможения. Этих качеств нельзя достичь, используя обычную воду, масло или спирт.
Одним из ключевых преимуществ специализированных составов является их устойчивость к закипанию, что гарантирует эффективное функционирование тормозной системы в любых условиях. Это необходимо не только для экстренных ситуаций, но и для плавного снижения скорости автомобиля.
Современные тормозные жидкости: виды и типы
При выборе подходящей тормозной жидкости важно знать и различать особенности разных видов, а также ориентироваться на американскую классификацию DOT, которая предоставляет полную информацию о ключевых компонентах и характеристиках каждого состава:
- DOT 3. Основным компонентом является гликоль, и добавлены модификаторы, которые снижают окислительные процессы. Начальная температура кипения составляет 205 градусов, но она может снижаться до 145 градусов и ниже во время износа и попадания влаги, что требует замены. DOT 3 подходит для старых автомобилей с обычными барабанными тормозами, но на современных моделях с ABS и другими системами помощи рекомендуется использовать более современные варианты.
- DOT 4 и DOT 5.1. Основой также является гликоль, но в этих составах больше добавок-модификаторов, что существенно улучшает их свойства. DOT 4 начинает кипеть при 230 градусах, а DOT 5.1 при 260 градусах, что делает их пригодными для спортивных автомобилей, подверженных интенсивному нагреву. DOT 4 считается универсальным классом, обладающим сбалансированными характеристиками и стоимостью.
- DOT 5. Основой является силикон, и температура кипения составляет 250 градусов. Этот вид тормозной жидкости не оказывает агрессивного воздействия на кузов автомобиля, полимерные детали, шланги и трубопроводы. Однако DOT 5 имеет более высокую цену и ориентирован на специализированные применения.
Проверка состояния тормозной жидкости
Для любого автовладельца важно знать, как провести проверку тормозной жидкости, поскольку состояние жидкости определяет необходимость ее замены. Существуют определенные признаки, на которые следует обратить внимание:
- Изменение цвета. Обычно тормозная жидкость начинает темнеть со временем. Сначала она имеет желтоватый оттенок, но постепенно может стать насыщенно желтой, коричневой или даже черной.
- Образование осадка и потеря прозрачности.
- Расслоение.
- Наличие влаги. Определить содержание влаги в тормозной жидкости можно только с использованием специальных приборов, измеряющих электропроводность. Большое значение имеет уровень проводимости: чем он выше, тем больше воды поглотил состав. Если уровень превышает 3 процента, то требуется немедленная замена жидкости.
Зачем нужно менять тормозную жидкость?
Теперь, когда рассмотрены факторы, влияющие на частоту замены тормозной жидкости в автомобиле, стоит подробнее рассмотреть, почему это необходимо делать. Существует несколько важных причин:
- Насыщение влагой: наличие влаги в тормозной жидкости существенно увеличивает ее окислительную способность, что может провоцировать коррозию металлических деталей и механизмов.
- Снижение температуры кипения: при перегреве тормозной жидкости она начинает образовывать пузырьки газа, что снижает давление в тормозных магистралях. Это приводит к тому, что нажатие на педаль тормоза не обеспечивает необходимого эффекта, и автомобиль перестает сбрасывать скорость.
- Загрязнение состава: наличие посторонних частиц в тормозной жидкости может привести к ее блокировке в магистралях, что увеличивает нагрузку на механизмы и может привести к их поломке, что в свою очередь приведет к отказу тормозов.
Как слить тормозную жидкость?
Перед тем как заменить тормозную жидкость, необходимо провести процедуру слива старой, уже изношенной жидкости, потерявшей свои характеристики. Вот как осуществить слив тормозной жидкости:
- Поднять автомобиль с помощью смотровой ямы, или домкрата.
- Погасить двигатель. Активация ручного тормоза в данном случае не рекомендуется, чтобы избежать смещения автомобиля. Его следует зафиксировать, используя специальные упоры.
- Открыть капот и отсоединить электрические провода от главного тормозного цилиндра, а затем снять его крышку.
- Поднять автомобиль с помощью домкрата, снять колеса и крепежные болты.
- Снять полимерный колпачок с клапана.
- Прикрепить полимерный гибкий шланг к штуцеру. Как альтернатива, можно воспользоваться шлангом от капельницы.
- Прокачать тормозную педаль. Хорошей практикой является выполнение четырех обычных нажатий, а затем пятое нажатие с удержанием педали в нижней позиции примерно 3-4 секунды.
- Собрать отработанную жидкость в специальную емкость. Прокачивать следует до тех пор, пока течение полностью не прекратится.
Как заменить тормозную жидкость: четкая инструкция
Алгоритм процесса смены тормозной жидкости в автомобиле не является чрезмерно сложным, и каждый водитель может воспользоваться инструкцией, чтобы самостоятельно восстановить работоспособность своего автомобиля без обращения к специалистам:
- Освобождение старой жидкости из расширительного бачка, используя шприц.
- Заправка главного тормозного цилиндра новой жидкостью до максимального уровня.
- Подключение шланга к штуцеру на суппорте и направление другого его конца в емкость для слива.
- Создание давления в системе тормозных магистралей. Этот шаг необходим, поскольку перед добавлением новой жидкости необходимо удалить старый состав. Давление можно создать с использованием специального оборудования или простым способом путем нажатия на педаль.
- Откручивание штуцера, что приведет к стеканию старой жидкости.
- Прокачка процесса продолжается до тех пор, пока из шланга не начнет вытекать новый состав, не содержащий воздушных пузырьков.
- Эти манипуляции следует повторить для каждого из колес автомобиля.
Иногда, вместо полной замены, достаточно знать, как долить тормозную жидкость. Если она не проявляет признаков ухудшения, а лишь уровень в расширительном бачке снизился, то замена не нужна. Достаточно долить такой же тип жидкости до уровня, указанного в инструкции. Не следует смешивать разные виды жидкостей!
Рекомендации по выбору тормозной жидкости
Важнейший совет заключается в том, что даже не следует размышлять о возможности замены тормозной жидкости на что-то другое. Надежная и эффективная работа автомобильной тормозной системы возможна лишь при использовании специализированного состава. Насколько часто нужно менять тормозную жидкость? Обычно это необходимо делать раз в 2-3 года или после проезда 40-50 тысяч километров, в зависимости от того, что происходит раньше. Иногда может потребоваться более частая замена, если визуальный осмотр выявит признаки старения жидкости.
Наиболее оптимальным выбором для большинства автомобилей является использование тормозной жидкости стандарта DOT 4. Этот состав не является чрезмерно дорогим и при этом подходит для моделей с системами ABS и другими современными технологиями помощи при торможении. Для владельцев мощных спортивных автомобилей с улучшенными тормозными механизмами можно порекомендовать аналоги DOT 5 или 5.1, но стоит помнить об их более высокой цене, обусловленной использованием дорогостоящих присадок и компонентов.