10 признаков поломки коробки передач
Как понять что с коробкой передач проблемы?
Мы выделили 10 признаков, указывающих на неисправность трансмиссии, при обнаружении которых следует немедленно отправиться в сервисный центр.
Коробка передач — один из важнейших компонентов любого автомобиля, поломка которого нередко приводит к невозможности дальнейшей эксплуатации машины. Это сложный агрегат, независимо от того, какой тип трансмиссии установлен на вашем авто — «механика», гидротрансформатор, вариатор или «робот». А значит, ему стоит уделять повышенное внимание в процессе эксплуатации транспортного средства. Мы насчитали 10 признаков, указывающих на поломку трансмиссии, при обнаружении которых нужно немедленно отправляться в сервисный центр.
Коробка передач — один из самых ответственных узлов любого автомобиля, и ее поломка часто приводит к невозможности дальнейшей эксплуатации транспортного средства. Это сложный механический узел, независимо от того, какой тип трансмиссии установлен в вашем автомобиле — механическая, гидротрансформаторная, вариаторная или «робот». Поэтому он заслуживает повышенного внимания в процессе эксплуатации автомобиля. Мы выделили 10 признаков, указывающих на неисправность трансмиссии, при обнаружении которых следует немедленно отправиться в сервисный центр.
1. Передача не включается
В Украине до сих пор много автомобилей с механической коробкой передач. Они надежны и относительно просты, но и они могут со временем сломаться. Одна из самых распространенных неисправностей — невозможность включить передачу. Поломка выглядит так: вы садитесь в машину и пытаетесь включить скорость, выжав сцепление, но рычаг как будто сопротивляется и не включается до конца.
Причин такого поведения трансмиссии может быть несколько. Например, это может произойти при низкой текучести масла (часто зимой), падении уровня масла в масляном поддоне, неправильной регулировке тяги или троса переключения передач (также типично для зимы) или при отказе сцепления. В любом из этих случаев у вас серьезные проблемы.
2. Запах гари
Обратите внимание на запахи. Возможно, вы почувствуете запах подгоревшего масла и ощутите исходящий жар от коробки передач, особенно при продольно расположенном двигателе, когда коробка находится прямо под рычагом переключения передач. Этот запах гари свидетельствует о перегреве вашей трансмиссии из-за чрезмерной нагрузки или критически низкого уровня масла в агрегате.
Помните, что смазка не только уменьшает потери на трение, но и отводит избыточное тепло от шестерен. В любом случае, эта неисправность указывает на необходимость срочной проверки уровня и качества масла, а также его доливки или замены. Низкий уровень масла быстро выводит из строя подшипники и шестерни коробки передач, делая ее практически неремонтопригодной.
3. Шум на выставленной «нейтрали»
Заведите двигатель и дальше прислушайтесь внимательно. Возможно, вы заметите странный шум, который меняется по характеру, когда вы выжимаете сцепление. Этот шум может указывать на чрезмерный износ подшипников первичного вала трансмиссии. Кроме того, он может сигнализировать о пониженном уровне или неподходящем типе масла, либо о сильном износе выжимного подшипника сцепления.
Чтобы проверить состояние выжимного подшипника, выжмите педаль сцепления до упора. Если подшипник изношен, при этом вы услышите сильный шорох или гул. Когда вы отпустите педаль, шум вновь станет тише.
4. Что-то выбивает передачу
Еще одной неприятной неисправностью является самопроизвольное выбивание рычага переключения передач в нейтральное положение во время движения. Это, как правило, происходит при резких ускорениях или торможениях двигателем. Такая ситуация крайне опасна, поскольку в самый неподходящий момент вы теряете тягу. Водителю с такой поломкой приходится постоянно удерживать рычаг рукой, отвлекаясь от управления автомобилем.
Причины этой неисправности могут быть различными. Самый простой случай — разрушение или сильный износ опор силового агрегата. Гораздо сложнее и затратнее будет устранение поломки, связанной с износом синхронизаторов и шестерен коробки передач. В этом случае потребуется демонтаж и разборка коробки передач. Также выбивание передач может происходить из-за нарушения регулировки механизма переключения.
5. Поломка корзины сцепления и износ прижимного диска
В автомобилях с механической коробкой передач водителю необходимо с помощью сцепления разъединять двигатель и трансмиссию. При нажатии на педаль сцепления специальный подшипник воздействует на упругие лепестки корзины сцепления, что приводит к механическому разделению двигателя и коробки передач. Когда диск сцепления соединен, крутящий момент постоянно передается на первичный вал коробки — он вращается в холостом режиме внутри корпуса.
В случае критического износа лепестков они могут отломаться, не позволяя разомкнуть прижимной диск. Кроме того, фрикционные накладки диска также изнашиваются со временем, начиная пробуксовывать и не передавая весь крутящий момент на колеса автомобиля. В результате машина будет ехать хуже, а обороты двигателя при малой скорости будут увеличиваться. Следует помнить, что детали сцепления при нормальной эксплуатации требуют периодической замены в среднем раз в 100-160 тыс. км пробега.
6. Масляные подтеки
Появление масляных подтеков на корпусе коробки передач или под днищем автомобиля требует незамедлительного решения проблемы. Течь может возникать из-за повреждения сальников штока механизма переключения передач, пыльников приводных валов или механических повреждений корпуса трансмиссии.
При потере масла в механической коробке она перегревается и быстро выходит из строя, а автоматическая трансмиссия и вовсе перестает нормально функционировать. Жидкость гидротрансформатора автомата легко отличима от других применяемых в автомобиле масел — она имеет красноватый оттенок, едкий запах и сладковатый привкус.
В отличие от двигателя, трансмиссия не должна терять смазку со временем — она не расходуется и не испаряется, если агрегат находится в исправном состоянии. Проверка уровня масла в трансмиссии может быть затруднена, так как специального щупа для этого обычно не предусмотрено; контроль и долив жидкости осуществляются через заливную пробку на корпусе.
7. Горит значок «неисправность силового агрегата»
При наличии в автомобиле автоматической трансмиссии о ее неисправности может сигнализировать загорание пиктограммы «неисправность силового агрегата». Эта контрольная лампа может включаться по множеству причин, в том числе и из-за проблем в трансмиссии.
Самостоятельно диагностировать поломку вы сможете только при наличии считывающего устройства, подключаемого к бортовому компьютеру автомобиля через специальный диагностический разъем. Кроме того, определить неисправность позволяют установленные на некоторых моделях дополнительные бортовые компьютеры или специализированные приложения для смартфонов.
8. Резкие звуки и рывки
Скрежет при работе трансмиссии является сигналом о серьезных проблемах в ее механической части. В случае механической коробки передач это может указывать на неисправность синхронизаторов или шестерен. Точную причину неприятных звуков сможет определить только квалифицированный автомеханик.
Что касается автоматической трансмиссии, ее неисправность проявляется в резких толчках при переключении передач. Плавность хода автомобиля при этом теряется. Такие симптомы являются верным признаком необходимости ремонта трансмиссии.
9. Подвывание и неприятный гул
Изношенная механическая коробка передач дает о себе знать разнообразными посторонними звуками — характерным воем, щелчками или гулом. Эти звуки вызваны разрушением подшипников и сильным износом трущихся деталей. При этом характер шумов меняется в зависимости от включенной передачи, оборотов двигателя и режима движения. Игнорировать такие шумы опасно, особенно если они усиливаются при недостаточном уровне или загрязнении трансмиссионного масла. По характеру трансмиссионных шумов можно косвенно оценить пробег автомобиля.
Впрочем, некоторые модели коробок передач, в частности отечественного производства, имеют повышенный уровень шума даже с завода из-за слабого конструктива и низкого качества изготовления.
10. Полностью перестает работать
Иногда механическая коробка передач полностью выходит из строя. Это может произойти, например, из-за механического разрушения шестерен или подшипников, повреждения корпуса или поломки деталей механизма переключения передач, не позволяющих одновременно включить сразу две передачи.
В случае автоматической трансмиссии селектор часто блокируется в положениях «парковка» или «драйв». Такие проблемы возникают как по причине механических неисправностей, так и из-за сбоев в электрических цепях управления. В любом случае, такие поломки не предвещают ничего хорошего и, как правило, требуют длительного и дорогостоящего ремонта, а иногда даже замены трансмиссии.