Шины и диски

Как выбрать зимние шины для легкового автомобиля

Зимние шины подобны удобным ботинкам, однако в отличие от обычной обуви их используют не столько для удобства, сколько для обеспечения безопасности. Такие шины спроектированы специально для использования в холодное время года, когда температура не поднимается выше +7◦C. По сравнению с летними шинами, зимние модели при низких температурах не становятся жесткими и не теряют форму.

Опытные водители знают, что следует менять шины, когда температура опускается до +5◦C. Обычно это происходит в конце октября или в начале ноября. Логично покупать комплект зимних шин летом, поскольку в этот период цены на них наиболее доступны. А также стоит учесть возможность приобретения со скидкой в конце зимнего сезона, в феврале и марте.

В этой статье мы поделимся с вами информацией о выборе зимних шин для автомобиля, о том, как понять, когда пришло время менять шины, и как продлить срок их службы.

Когда необходимо заменить старые шины на новые?

Определить, что нужно приобрести новый комплект шин, не составляет труда. Следует обратить внимание на следующие факторы:

  • Степень износа протектора. Для зимних шин критическим моментом считается износ до 4 миллиметров. Некоторые модели оборудованы индикаторами износа или цветовыми пластинами для удобства оценки.
  • Равномерность износа. Важно, чтобы внутренние и внешние части шины изнашивались равномерно. Если вы обнаружите неравномерный износ, это может быть признаком необходимости коррекции углов установки колес и замены шин.
  • Выявление дефектов (порезы, дырки, трещины). Подобные повреждения могут возникнуть из-за плохого состояния дорог, частых столкновений с бордюрами или из-за использования шин с низким давлением. Эти дефекты несут серьезные риски: помимо потенциального спуска колеса в неподходящий момент, они могут стать причиной аварии (особенно если шина лопнет во время поворота).

Какие бывают типы шин

Шипованный тип

Шиповані шини займають первинне місце під час руху слизькими та засніженими зимовими дорогами. Завдяки шипам, шини ефективно пробивають лід, надійно утримуючи автомобіль на дорозі та запобігаючи заносу. Однак на асфальті вони незручні у використанні. Ці шиповані шини швидко зношують дорожнє покриття, тому рекомендуються власникам автомобілів, які часто переміщаються нерівною місцевістю. Вони також істотно скорочують гальмівний шлях автомобіля на льоду.

До недоліків шипованих моделей належать:

  • Сильний шум, що видається шиною під час руху по асфальту.
  • Збільшення гальмівного шляху і зниження стійкості автомобіля на мокрому і сухому покритті.

Шипы, которые так эффективны на льду, только мешают на асфальте. Они слабо сцепляются с твердым покрытием, иногда даже ухудшая сцепление резины вокруг них, и, несмотря на твердый металлический наконечник, сами быстро изнашиваются. В результате автомобиль, обутый в шипованные шины, имеет более длинный тормозной путь на асфальте, и это часто делает их менее эффективными даже по сравнению со «скандинавскими» покрышками. Кроме того, шумоизоляция на шинах такого типа оставляет желать лучшего. Однако в последние годы производители шипованных шин внесли много усовершенствований в их дизайн: появились «умные» шипы, которые утапливаются в протектор во время движения по асфальту, что значительно улучшает управляемость и сокращает тормозной путь. Инженеры также экспериментируют с формой, количеством и расположением шипов.

С наступлением сильных морозов, преимущества шипованных шин начинают уменьшаться. Во-первых, шипы уже не так легко проникают в твердый лед. Во-вторых, в холодную погоду шипованные покрышки показывают худшую производительность остального протектора. Чтобы надежно удерживать шипы, его обычно делают более жестким, чем у «липучек». Тем не менее, такой протектор обычно лучше работает в рыхлом снегу, обеспечивая автомобилю высокую проходимость.

Европейских тип

Давайте рассмотрим особенности европейских моделей. Эти шины разработаны для смягченной зимы, характеризующейся небольшим количеством снега, легкими морозами и частыми таяниями. В таких условиях автомобиль чаще встречает мокрый или сухой асфальт, чем скользкие поверхности.

Поэтому зимние покрышки этого типа лучше сцепляются с твердым дорожным покрытием, особенно при высокой скорости. Они эффективно удаляют воду из области контакта с дорогой и производят меньше шума. Однако, если дорогу засыпает снег, водителю понадобится больше мастерства и осторожности, поскольку автомобиль начнет скользить и будет сложнее управлять. Даже небольшие заносы могут стать препятствием.

Европейские шины подходят для жителей теплых климатов или крупных городов, где улицы регулярно очищаются и обрабатываются антиобледенительными средствами.

Скандинавский тип шины на зиму

Автомобильные шины этой категории предназначены для более суровых зимних условий, с низкими температурами, постоянным снегом или льдом на дороге. Они обеспечивают надежное сцепление на скользких поверхностях, особенно на снегу, как свежем, так и уплотненном. Этот эффект достигается благодаря мягкости протектора, который кажется «прилипшим» к скользкой дороге, зацепляясь за мельчайшие неровности. Эти шины известны в народе как «липучки» из-за этой особенности.

Однако мягкий протектор также имеет свои недостатки: на твердых дорожных покрытиях шины проявляют себя менее эффективно. На асфальте автомобиль, оснащенный «скандинавскими» шинами, имеет более длинный путь торможения и менее точную реакцию на маневры руля. Кроме того, такие шины изнашиваются быстрее, особенно при положительных температурах, когда резина становится еще мягче.

Поэтому «скандинавские» шины лучше всего подходят для северных регионов Украины, где преобладают суровые зимние условия, и дороги редко бывают обработаны антигололедными реагентами.

Что лучше выбрать

Нешипованные покрышки осуществляют отличное сцепление на мокрых или снежных дорогах. Выбор зимней нешипованной резины зависит от условий эксплуатации автомобиля. В регионах с частыми дождями и мокрым снегом рекомендуется использовать европейский тип шин, а в районах с обильными снегопадами — скандинавские шины.

При выборе зимней резины часто возникает вопрос: лучше шипы или липучка? Следует оценить условия использования вашего автомобиля. Если вам чаще приходится передвигаться в городских условиях, лучше выбрать бесшумные нешипованные шины, которые проявляют отличные характеристики на сухом и мокром покрытии. В то время как, если ваш автомобиль активно используется в сельской местности, практичнее будет обратить внимание на шипованные модели.

Существует также третья категория шин — всесезонная резина. Автолюбители называют ее «компромиссом» между шипами и нешипованными шинами. Всесезонные покрышки, безусловно, подходят для мягких европейских зимних условий. Однако в суровых зимних условиях Украины они, возможно, не будут столь эффективными, хотя они рассчитаны на работу в широком температурном диапазоне от +20◦C до -5◦С.

Основные характеристики зимних шин

Подход к выбору зимних шин требует внимания к ряду ключевых характеристик. Когда вы определяетесь с типом покрышек, стоит обратить внимание на следующие факторы:

  • Размер. Обычно размер шин не вызывает трудностей, поскольку производители уже указали допустимые варианты для вашего автомобиля. Некоторые водители могут решиться на эксперименты и выбрать зимние шины с увеличенным профилем, но уменьшенным радиусом.
  • Рисунок протектора. Модели с симметричным рисунком (где одна сторона отражает другую) отлично справляются со льдом и снегом, но могут быть менее эффективны в оттепель, когда дорога покрывается снегом, грязью и реагентами. В таких условиях лучше выбрать шины с направленным рисунком. Однако они не предназначены для высоких скоростей (если вообще возможны зимой) и могут издавать большой шум на асфальте. Асимметричный рисунок протектора эффективно справляется с отводом влаги, не теряя сцепления даже на дорогах с различными неприятностями, и отлично себя показывает на высоких скоростях. Однако такие модели обычно стоят значительно дороже симметричных аналогов.

Важные сведения о зимних шинах

Все зимние покрышки снабжаются символом «снежинка». Отметки на изделиях способны раскрывать всю необходимую информацию: габариты, ширину и высоту профиля, диаметр, индексы грузоподъемности и скорости, а также индекс износа, вычисляемые показатели тормозных характеристик и способности устойчивости к нагреву.

  • На боковой поверхности шины можно обнаружить код, содержащий 4 цифры: первые две указывают на номер недели, а остальные две — на год. Например, метка 5016 свидетельствует о том, что эта шина была изготовлена в 50-ю неделю 2016 года, что соответствует середине декабря этого года.
  • Продолжительность использования шин составляет от 2 до 4 сезонов.
  • Часто водители выбирают подержанные шины, стремясь сэкономить. Однако в этом случае экономия может оказаться сомнительной: со временем покрышки теряют свои характеристики, а к износу добавляется ухудшение. Не стоит полагаться на внешний вид шины, поскольку он не всегда гарантирует ее состояние.

Выбор подержанных зимних шин: стоит ли экономить

Сэкономить на безопасности не всегда является разумным решением, однако могут возникнуть ситуации, когда приходится обращать внимание на подержанный комплект зимней резины. Но при этом необходимо быть бдительными и учитывать ряд потенциальных рисков:

  • Износ покрышек не должен превышать 30-35%. Обычно новая шина имеет протектор, высотой около 9-11 мм. Следовательно, выбирая зимние шины для замены, следует ориентироваться на протектор, который не менее 7-9 мм.
  • Дата производства. Опытные эксперты рекомендуют избегать зимних колес, которые старше пяти лет. Во-первых, они могли быть неправильно сохранены, во-вторых, за это время технологии производства претерпели значительные изменения.
  • Если рассматриваются шины с шипами, то допустима потеря шипов в пределах 10-20%. Однако если на протекторе осталось 50% шипов или меньше, их эффективность на льду значительно уменьшается. Повторная ошиповка автошины, как правило, не рекомендуется.
  • Повреждения. Даже при качественном ремонте шины не всегда удается нормально сбалансировать колесо в сборе. Более того, сложно прогнозировать срок службы автошины после вулканизации.
    Если же подержанные шины имеют небольшой пробег, протектор в пределах допустимых значений, отсутствие трещин на боковинах и признаков ремонта, то можно сэкономить до 40% от стоимости новых шин. Однако следует помнить, что это скорее компромиссное решение, поскольку нельзя гарантировать такую же безопасность и долгий срок службы, как у новых покрышек.

Сколько колесных покрышек стоит приобрести: две или четыре?

Существуют водители, которые стремятся сэкономить на смене сезонных шин, выбирая покупку только для «главной» оси. Они ставят зимние покрышки либо на передние колеса в случае переднеприводного автомобиля, либо на задние, если машина с задними ведущими колесами. Это обосновывается тем, что Правила дорожного движения не запрещают использовать шины разных моделей на передних и задних осях.

Однако в случае зимних шин такая «экономия» является незаконной. В том же разделе Правил дорожного движения (пункт 5.5 Перечня условий, при которых запрещается эксплуатация автомобиля) указано, что установка одновременно шипованных и нешипованных шин на автомобиль запрещена. Еще одним важным документом является Технический регламент таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», который требует, чтобы на всех колесах автомобиля стояли только зимние (или летние) шины. Таким образом, у «комбинаторов» остается только одна возможность — установить шины одного типа, но разной модели. Однако это не позволит значительно сэкономить.

Важно отметить, что только четыре одинаковые зимние шины обеспечат автомобилю стабильность и предсказуемое поведение на скользкой дороге. В противном случае риск потери управления и, в конечном итоге, попадания в аварию будет намного выше. Экономия на шинах в этом случае не оправдает дорогостоящий ремонт поврежденного автомобиля.

Заключение

При выборе зимних шин, какие бы они ни были, рекомендуется подходить к этому вопросу взвешенно. Учтите свои условия эксплуатации, опыт вождения и стиль движения, а также учитывайте результаты независимых тестов, отзывы от других владельцев, экспертные рекомендации и, конечно же, ваши финансовые возможности для покупки.

Василь

Експерт у сфері автомобільної журналістики. Для написання статей використовуються різні авторитетні онлайн джерела інтернету.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button