Ремонт машины

Топливная система дизельного двигателя — распространенные неисправности и их диагностика

Причины падения мощности дизельного двигателя

Современный дизельный двигатель, даже если он не оснащен системой электронного контроля расхода топлива и модификацией common rail, является более мощным, надежным и экономичным, чем бензиновый того же объема. Состояние топливной системы дизеля — напрямую определяет эти показатели. В случае ее неисправности — одна или несколько этих характеристик существенно снижаются. Сократить время и средства, затрачиваемые на ремонт, поможет быстрая и точная диагностика причины падения производительности. Установить, какой именно узел стал причиной возникшей неисправности топливной аппаратуры дизельного двигателя, можно проанализировав ее признаки. Поэтому будет полезно знать в каких случаях может исчезнуть мощность двигателя.

Распространенные признаки неисправности топливной системы дизеля

Характер работы дизельного двигателя непосредственно перед возникновением поломки указывает, насколько качественно происходило поступление и сгорание топлива в цилиндрах. Эти показания используются в предварительной диагностике причин снижения работоспособности автомобиля.

Дизельный двигатель плохо запускается

Для запуска агрегата требуется длительное вращение стартера, пуск происходит не сразу и первое время он работает с перебоями или двигатель не заводится.
Неисправности:

  • недостаток «дизеля» во время пуска — неисправен регулятор, или подкачивающий насос;
  • недостаток топлива перед ТНВД — в систему поступает воздух;
  • недостаток давления впрыска из-за износа деталей ТНВД;
  • сбой угла опережения;
  • слабая дисперсность топлива — форсунка не обеспечивает достаточно широкий «факел».

В зимний период затрудненный пуск могут спровоцировать: выход из строя одной или нескольких свечей накала; образование «парафиновой пробки» на форсунках в случае использования неподходящего (летнего) типа топлива; образование «хлопьев» в топливопроводе из-за попадания в бак воды (конденсата).

Дизельный двигатель не развивает должную мощность

Во время набора скорости, мощность мотора в определенный момент ограничивается, автомобиль не развивает максимальную скорость.

Неисправности:

  • попадание воздуха при повреждении топливопровода;
  • засорение магистрали;
  • неисправность форсунок, износ их крепления;
  • поломка ТНВД, или неправильная его регулировка;
  • неправильная установка угла опережения впрыска.

Причиной нехватки горючего, могут также стать сильное засорение воздушного фильтра и неверное положение педали акселератора из-за неправильной регулировки.

Мотор перегревается

Показатели температуры постоянно находятся выше нормы, при этом система охлаждения автомобиля исправна.

Неисправности:

  • сбилась регулировка угла опережения впрыска;
  • низкая дисперсность горючего из-за износа форсунки;
  • детонация из-за некачественного топлива.

Явление иногда возникает при недостаточном уровне масла в картере двигателя, или потери им свойств от длительной эксплуатации.

Мощность мотора заметно снизилась

Тяга пропадает при резком ускорении, увеличивается время разгона авто. Эффект наблюдается независимо от погодных условий и перепада высот.

Неисправности:

  • недостаточный объем топлива в системе из-за поломки насоса подкачки;
  • «бедная» смесь — засорился фильтр тонкой очистки;
  • значительное ослабление мощности впрыска — износ плунжерной пары, либо неправильная регулировка ТНВД;
  • сбой в настройках регулятора управления впрыском;
  • несколько форсунок или их креплений изношены или повреждены.

Если неполадки проявляются в дождливую погоду или во время движения в горах — их источником становится недостаток кислорода или короткое замыкание.

Двигатель жестко работает или шумит

Силовой агрегат резко реагирует на акселератор, отсутствует плавность разгона, при повышении нагрузки слышен характерный мелкий стук в районе цилиндров.

Неисправности:

  • смещение фазы впрыска в сторону раннего опережения;
    расхождение в количестве дизеля, поступающего в разные цилиндры из-за нарушения регулировки форсунок;
  • поломка или засорение одного из распылителей;
  • отсутствие надлежащего уплотнения в месте установки распылителя (отсутствует шайба, слишком затянулось или ослабло крепление);
  • воздух поступает в топливопровод.

В отдельных случаях причина в недостатке компрессии ЦПГ.

Двигатель неравномерно работает на холостых оборотах

Отмечается преимущественно после проведения обслуживания (ремонта), или длительной эксплуатации без надлежащего обслуживания.

Неисправности:

  • неверная регулировка числа оборотов холостого хода;
  • завоздушивание на отрезке между фильтром и насосом высокого давления;
  • повреждение опорной пластины, подсос воздуха в уплотнении ТНВД;
  • поломка одного или нескольких распылителей, либо отказ форсунки или насос-форсунки.

Отдельной причиной неполадки является ограничение хода педали акселератора (загрязнение, поломка тяги и т.д.).

Значительно вырос расход топлива

Отмечается независимо от загрузки ТС.

Неисправности:

  • засорение (потеря герметичности) обратного канала топливопровода (на пути слива излишков в бак);
  • завышенные обороты холостого хода;
  • сбой регулировки опережения впрыска;
  • завоздушивание основной магистрали.

Другие причины — забитый воздушный фильтр; низкая компрессия в цилиндрах; требуется ремонт ГРМ.

Компьютер выдает ошибку

Автомобиль, оборудованный бортовым компьютером, выдает сообщение check engine, или «ошибка двигателя», если давление в магистрали низкого давления или топливной рампе (common rail) не соответствует рабочему показателю. В зависимости от марки машины, код ошибки будет разным.

Неисправности:

  • вышел из строя датчик контроля потока;
  • попадание воздуха в топливопровод;
  • некорректно работает клапан ТНВД.

Для достоверной диагностики нужно подключить к бортовому компьютеру авто дилерский сканер.

Мотор внезапно самопроизвольно останавливается

Автомобиль глохнет на ходу или сразу после пуска.

Неисправности:

  • поврежден топливопровод (неисправное соединение);
  • сломался подкачивающий насос;
  • поломка привода, поршня-разделителя, поршней или ротора ТНВД вследствие значительного износа;
    нарушена регулировка опережения впрыска.

Другие причины: забитый воздушный фильтр, нарушена герметичность нагнетателя (турбины).

Неустойчивая работа двигателя

Так называемые «плавающие обороты» — самопроизвольное изменение мотором показаний частоты вращения коленчатого вала.

Неисправности:

  • выход из строя регулятора оборотов;
  • нарушена герметичность топливной системы;
  • недостаток смазки, или избыток сопротивления скольжению деталей регулировочной системы;
  • значительная выработка ТНВД или форсунок;
  • неудовлетворительное качество дизтоплива.

Явление иногда возникает после поломки клапана вентиляции картерных газов (КВКГ) и образования их избыточного давления.

Изменение цвета дыма из выхлопной трубы авто

Белый или серый дым из выхлопной трубы свидетельствует о переохлаждении мотора, сильном износе ЦПГ, или ранее чем нужно выставленное опережение. Одновременно с повышением уровня моторного масла — может быть признаком пробоя прокладки ГБЦ.

Темный (черный) дым — признак неправильного смесеобразования (избытка топлива и неполного его сгорания). Причины: износ или засорение форсунок, «позднее» опережение впрыска, износ ЦПГ с потерей компрессии, неправильная регулировка клапанов.

Сопутствующие нарушения работы топливной аппаратуры

  • Проявляются либо индивидуально, либо параллельно с основными неполадками.
  • На автомобиле приходится часто менять свечу накала — неисправна соответствующая ей форсунка.
  • Уровень моторного масла становится выше — происходит утечка в уплотнении привода ТНВД.
  • После поездки не получается заглушить дизель — неисправен запорный соленоид в топливопроводе.
  • Автомобиль перестал обеспечивать достаточное усилие «торможения двигателем» — не работает обратный канал (сброс), либо некорректно выставлены «холостые» обороты.

Последствия нарушения часто бывают общими: расход «дизеля» может возрасти как от износа ТНВД, так и от нехватки воздуха в случае забитого воздушного фильтра. Достоверно установить, что поломка относится именно к топливной системе, удается лишь путем последовательного дефектирования узлов и агрегатов, на которые указывает неполадка.

Другие причины, которые вызывают неисправности в топливной системе дизельного двигателя

  1. Производительность форсунки ухудшилась, что привело к потере мощности в одном из цилиндров.
  2. Неправильные показания датчиков расхода воздуха, давления и разрежения могут привести к активации индикатора Check Engine.
  3. Турбина включается, но не выдает полную мощность, возможно из-за неполного входа штока геометрии.
  4. Забитый воздушный фильтр — распространенная проблема, когда засорение фильтра замедляет прохождение воздуха и снижает эффективность двигателя.
  5. Проблемы могут также возникнуть из-за использования некачественного топлива.
  6. Неисправности в системе управления турбиной могут проявиться в случае, когда сама турбина исправна, но не подчиняется управлению, например, из-за неисправности электронных актуаторов или клапанов аварийного сброса давления.
  7. Турбина может перестать включаться по разным причинам, включая износ распределительного вала и ГРМ.
  8. Забитый топливный фильтр также может вызвать проблемы в работе двигателя, ограничивая пропускную способность системы.
  9. Негерметичность впускной системы воздуха, такая как утечки в системе патрубков, интеркулера или самой турбины, также может стать причиной снижения производительности двигателя.
  10. Кроме того, неисправный клапан аварийного сброса турбины или недостаточное количество топлива, подаваемого топливным насосом, могут способствовать ухудшению работы двигателя.

Василь

Експерт у сфері автомобільної журналістики. Для написання статей використовуються різні авторитетні онлайн джерела інтернету.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button