Автомобильные советы

Нужно ли заряжать новый аккумулятор автомобиля?

Надо ли после покупки заряжать аккумулятор

Приобретение аккумулятора для авто всегда требует немалых усилий и является достаточно деликатным делом со многими подводными камнями. Вопрос «нужно ли заряжать новый аккумулятор» стоит очень остро, и вокруг него ведется немало дискуссий. В этой статье мы дадим ответ на этот вопрос.

Что следует сделать перед покупкой?

Сначала поговорим о том, как выбрать автомобильный аккумулятор в магазине, чтобы не создать себе лишних хлопот. Вот несколько простых правил замены:

1. Провести тщательный осмотр

На корпусе не должно быть никаких трещин, сколов или царапин, признаков утечки кислоты, влаги и окисления на клеммах. Любое нарушение целостности, герметичности или присутствие сульфатов означает, что новый аккумулятор, по крайней мере, не соблюдал правил хранения. Вся маркировка и текст на этикетке должны быть легко читаемыми.

2. Расшифровать дату изготовления

В среднем АКБ с залитым электролитом может храниться на складе около года (малосурьмянистые — меньше, кальциевые — дольше), но лучше искать тот, которому исполнилось не более полугода (особенно это касается гибридных). Так меньше вероятность, что в магазине или на складе его могли испортить во время хранения, и он не успел разрядиться. Не стоит полагаться на то, что продавец добросовестно поддерживал заряд на оптимальном уровне с момента поступления аккумулятора со склада. Дата изготовления закодирована в маркировке на крышке или на этикетке. Ее расшифровка часто становится головной болью покупателей, поскольку шифр каждый производитель подбирает под свои технические потребности. Лучше спросить у продавца, как расшифровывается маркировка нового аккумулятора, ведь в магазине должны следить за датами. Также информацию о том, как читать дату производства, ищите на сайте производителя.

3. Проверить напряжение

Уровень определяем с помощью мультиметра и нагрузочных клещей, которые должны быть в каждом приличном магазине. Если их нет или за проверку требуют деньги, лучше поискать устройство в другом месте. Устанавливаем мультиметр в режим постоянного тока и касаемся щупами клемм. Отлично, если на экране высвечивается значение 12,7 В (100% заряда). Можно чуть ниже, главное, чтобы напряжение не падало ниже 12,5 В (80% заряда), но и это поправимо — всегда можно пополнить заряд, чем мы и будем заниматься ниже. Полностью разряженные аккумуляторы с напряжением 12,0-11,9 покупать точно не стоит — они находились в условиях полного разряда и, скорее всего, уже потеряли часть своей емкости. Нагрузочными клещами сначала меряем напряжение без нагрузки. Они должны показать знакомый диапазон в 12,4-12,7 В. Затем проверяем напряжение под нагрузкой. Если показывает 9 В, то это хороший знак. В случае, если значение ниже, то батарея не выдерживает нагрузки. Возможно, ей поможет полный цикл зарядки, а может и нет.

4. Проверить гарантийный талон

Гарантия на оригинальный аккумулятор не должна быть ниже одного года. Обычно производитель предоставляет 1-2 года гарантии бесперебойной работы.

Также с помощью ареометра можно измерить плотность кислотного раствора, если батарея обслуживаемая и в ней можно открыть заливные отверстия. Оптимально, если в каждой ячейке она будет оставаться на уровне 1,27 г/см3. Показания 1,26-1,22 г/см3 свидетельствуют о том, что аккумулятору не хватает заряда.

Если никаких проблем обнаружить не удалось, то новый аккумулятор можно смело брать. Теперь переходим к главной теме материала.

Заряжать ли новый аккумулятор после покупки?

Если повреждений нет, а мультиметр показывает стабильное напряжение в 12,6-12,7 В, то нет серьезных причин заряжать новый аккумулятор до установки на автомобиль, но никто вам этого не может запретить — если считаете, что профилактика не помешает, смело подключайте батарею к зарядному устройству.

Зарядка после покупки необходима в случае, если вам продали незаряженный аккумулятор. К сожалению, такое возможно, даже если вы проверяли заряд на мультиметре еще в магазине — хитрых способов продать залежалый товар много. Продавец, зная, что аккумулятор полгода простаивал без подзарядки, мог подключить его к сети на пару минут, а потом показать покупателю мультиметр с напряжением в 12,7 В. А скромные 12,1 В он обнаружит уже дома, если решит проверить уровень заряда снова. Здесь уже подключать аккумулятор к сети придется в любом случае.

Кроме этого, заряжать новый аккумулятор следует, если плотность ниже указанных 1,27 г/см3 — это говорит, что он разряжен примерно на 20%. У современных моделей, не требующих обслуживания, не всегда есть возможность открыть банку и измерить электролит, но если такая возможность есть, обязательно ею воспользуйтесь и доведите уровень заряда до 100%.

Если не заряжать «севший» аккумулятор перед установкой на автомобиль, могут возникнуть проблемы. Генератор не всегда способен зарядить новый аккумулятор до 100% из-за огромного количества электроприборов, которые ему также приходится обслуживать (кондиционер, обогреватель, бортовая электроника и т.д.). Особенно тяжело ему, когда на дворе зима. Вследствие недозарядки пластины начнут осыпаться под воздействием сульфатации, что вызовет короткое замыкание. Существует риск образования сульфатов уже при 12,4 В.

Как сделать все правильно?

Обязательно заряжать новый аккумулятор, если его напряжение ниже 12,5 В. Ваша цель — с помощью стационарного зарядного устройства довести уровень заряда до 100%. Всегда пользуйтесь только проверенными приборами, такими как Кедр, Катунь, Полюс Авто, Орион или Автоэлектрика. Не стоит доверять старым советским зарядным устройствам, срок эксплуатации которых давно вышел.

Лучше заряжать новый аккумулятор в специально оборудованном гараже, а не в жилой квартире. Пользуйтесь защитными очками и резиновыми перчатками, чтобы защитить себя от серной кислоты, которая служит электролитом в свинцово-кислотных аккумуляторах.

Если у вас автоматическое зарядное устройство, то никаких сложностей здесь возникнуть не должно, оно само определит все необходимые значения для нового аккумулятора. Просто подключаем «минус» к «минусу», а «плюс» к «плюсу», активируем режим зарядки и ждем завершения процесса.

С ручным зарядным устройством все несколько сложнее:

  • В аккумуляторов, что подлежат обслуживанию сразу откручиваем крышки банок и измеряем уровень электролита. Если дистиллированной воды маловато, то обязательно доливаем.
  • Устанавливаем «крокодилы» на контакты «плюс» к «плюсу», а «минус» к «минусу». Не перепутайте полярность, подключайте осторожно.
  • Включите зарядное устройство и установите на амперметре силу тока в размере 10% от емкости (например, для 60 А/ч — это 6 А). Обслуживаемый аккумулятор придется заряжать, уменьшая силу тока по мере увеличения напряжения./li>
  • В необслуживаемых моделей, в которых нет возможности открыть банки и оценить состояние жидкости, придется установить постоянную силу тока на уровне 2 А, но не более, чтобы не допускать сильного кипения.
  • Когда электролит начнет кипеть, измерьте напряжение — оно должно колебаться на уровне 14,5 В. С этого момента силу тока снижаем до 3 А, но не выключаем зарядное устройство. Чем выше будет напряжение на выводах, тем ниже понадобится установить силу тока.
  • Когда мультиметр покажет стабильные 16 В, то на амперметре будет 2 А. На этом этапе зарядку нового аккумулятора можно завершать. В общем должно пройти 12-14 часов для обслуживаемых аккумуляторов и 4-5 часов для необслуживаемых. Если на боку устройства есть индикатор заряда, то это существенно облегчит весь процесс.
  • Не спешите сразу завинчивать крышки банок, дайте аккумулятору немного «отстояться».

Что делаем дальше?

Можете установить аккумулятор самостоятельно или воспользоваться услугами, которые предлагают многие магазины. Сотрудники проверят автомобиль на утечку тока и поставят аккумулятор под капот.

Если не возникло никаких проблем с запуском двигателя, стартер работает без замечаний (все происходит плавно и без скачков), значит, задача выполнена на «отлично». Не забудьте забрать гарантийный талон — он понадобится, если в процессе эксплуатации обнаружится заводской брак.

В дальнейшем, чтобы обеспечить новому автомобильному аккумулятору долгий и плодотворный срок эксплуатации, следует придерживаться нескольких правил:

  • Регулярно очищайте корпус, так как грязь и влага являются дополнительным источником саморазряда.
  • Следить, чтобы заряд автомобильного аккумулятора не опускался ниже 30% и не допускать полных разрядов. Для этого нужно либо регулярно ездить без частых остановок 40 минут или более, либо раз в неделю устраивать себе такие длинные поездки, чтобы дать ему подзарядиться. Одна из главных причин порчи и быстрого выхода из строя аккумуляторных батарей — это короткие поездки «на работу и домой» и частые глубокие разряды.
  • Основная причина сильных разрядов — это длительное прослушивание музыки при неработающем двигателе или оставленные на ночь фары.
  • Проверять затянутость клемм и очищать их от сульфатов — незатянутые соединения с налипами могут стать дополнительным источником коротких замыканий и поломки нового аккумулятора. Перед тем как затягивать, смажьте места контактов солидолом или циатимом.
  • Для обслуживаемых моделей важно каждые 1-2 месяца открывать банки и проверять уровень электролита. Доливание дистиллированной воды — обязательный элемент ухода. Иначе неизбежно образование сульфатов, от которых спасет лишь десульфатация.
  • Выбирайте только качественные провода для «прикуривания» с толстым сечением и «крокодилами», способными обеспечить надежный контакт. Провода сомнительного качества — основная причина выгоревших клемм при запуске двигателя.
  • Если аккумулятор придется снять и хранить вне автомобиля, то держать его можно только в сухом прохладном помещении при температуре 5-10°С, подальше от нагревательных приборов и прямых солнечных лучей. Лучше оставлять его в состоянии «покоя» не более года, ежемесячно подзаряжая.
  • Если вы допустили полный разряд и пришлось «прикуривать» от другого автомобиля, то после обязательно подзарядите батарею до 100%.

Подведем итоги

При правильной эксплуатации и должном уходе аккумулятор может прослужить дольше своего регламентированного ресурса. Обычный свинцово-кислотный аккумулятор служит 5-6 лет, хотя может протянуть еще на пару лет, очень многое зависит от режима эксплуатации. Хотя бы раз в месяц неплохо проверять поверхность аккумулятора мультиметром на утечку тока, держать его в чистоте, не перегружать зимой и соблюдать режим долива дистиллированной воды, если у вас обслуживаемая модель.

Василь

Експерт у сфері автомобільної журналістики. Для написання статей використовуються різні авторитетні онлайн джерела інтернету.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button