Топливная система дизельного двигателя — распространенные неисправности и их диагностика
Причины падения мощности дизельного двигателя
Современный дизельный двигатель, даже если он не оснащен системой электронного контроля расхода топлива и модификацией common rail, является более мощным, надежным и экономичным, чем бензиновый того же объема. Состояние топливной системы дизеля — напрямую определяет эти показатели. В случае ее неисправности — одна или несколько этих характеристик существенно снижаются. Сократить время и средства, затрачиваемые на ремонт, поможет быстрая и точная диагностика причины падения производительности. Установить, какой именно узел стал причиной возникшей неисправности топливной аппаратуры дизельного двигателя, можно проанализировав ее признаки. Поэтому будет полезно знать в каких случаях может исчезнуть мощность двигателя.
Распространенные признаки неисправности топливной системы дизеля
Характер работы дизельного двигателя непосредственно перед возникновением поломки указывает, насколько качественно происходило поступление и сгорание топлива в цилиндрах. Эти показания используются в предварительной диагностике причин снижения работоспособности автомобиля.
Дизельный двигатель плохо запускается
Для запуска агрегата требуется длительное вращение стартера, пуск происходит не сразу и первое время он работает с перебоями или двигатель не заводится.
Неисправности:
- недостаток «дизеля» во время пуска — неисправен регулятор, или подкачивающий насос;
- недостаток топлива перед ТНВД — в систему поступает воздух;
- недостаток давления впрыска из-за износа деталей ТНВД;
- сбой угла опережения;
- слабая дисперсность топлива — форсунка не обеспечивает достаточно широкий «факел».
В зимний период затрудненный пуск могут спровоцировать: выход из строя одной или нескольких свечей накала; образование «парафиновой пробки» на форсунках в случае использования неподходящего (летнего) типа топлива; образование «хлопьев» в топливопроводе из-за попадания в бак воды (конденсата).
Дизельный двигатель не развивает должную мощность
Во время набора скорости, мощность мотора в определенный момент ограничивается, автомобиль не развивает максимальную скорость.
Неисправности:
- попадание воздуха при повреждении топливопровода;
- засорение магистрали;
- неисправность форсунок, износ их крепления;
- поломка ТНВД, или неправильная его регулировка;
- неправильная установка угла опережения впрыска.
Причиной нехватки горючего, могут также стать сильное засорение воздушного фильтра и неверное положение педали акселератора из-за неправильной регулировки.
Мотор перегревается
Показатели температуры постоянно находятся выше нормы, при этом система охлаждения автомобиля исправна.
Неисправности:
- сбилась регулировка угла опережения впрыска;
- низкая дисперсность горючего из-за износа форсунки;
- детонация из-за некачественного топлива.
Явление иногда возникает при недостаточном уровне масла в картере двигателя, или потери им свойств от длительной эксплуатации.
Мощность мотора заметно снизилась
Тяга пропадает при резком ускорении, увеличивается время разгона авто. Эффект наблюдается независимо от погодных условий и перепада высот.
Неисправности:
- недостаточный объем топлива в системе из-за поломки насоса подкачки;
- «бедная» смесь — засорился фильтр тонкой очистки;
- значительное ослабление мощности впрыска — износ плунжерной пары, либо неправильная регулировка ТНВД;
- сбой в настройках регулятора управления впрыском;
- несколько форсунок или их креплений изношены или повреждены.
Если неполадки проявляются в дождливую погоду или во время движения в горах — их источником становится недостаток кислорода или короткое замыкание.
Двигатель жестко работает или шумит
Силовой агрегат резко реагирует на акселератор, отсутствует плавность разгона, при повышении нагрузки слышен характерный мелкий стук в районе цилиндров.
Неисправности:
- смещение фазы впрыска в сторону раннего опережения;
расхождение в количестве дизеля, поступающего в разные цилиндры из-за нарушения регулировки форсунок; - поломка или засорение одного из распылителей;
- отсутствие надлежащего уплотнения в месте установки распылителя (отсутствует шайба, слишком затянулось или ослабло крепление);
- воздух поступает в топливопровод.
В отдельных случаях причина в недостатке компрессии ЦПГ.
Двигатель неравномерно работает на холостых оборотах
Отмечается преимущественно после проведения обслуживания (ремонта), или длительной эксплуатации без надлежащего обслуживания.
Неисправности:
- неверная регулировка числа оборотов холостого хода;
- завоздушивание на отрезке между фильтром и насосом высокого давления;
- повреждение опорной пластины, подсос воздуха в уплотнении ТНВД;
- поломка одного или нескольких распылителей, либо отказ форсунки или насос-форсунки.
Отдельной причиной неполадки является ограничение хода педали акселератора (загрязнение, поломка тяги и т.д.).
Значительно вырос расход топлива
Отмечается независимо от загрузки ТС.
Неисправности:
- засорение (потеря герметичности) обратного канала топливопровода (на пути слива излишков в бак);
- завышенные обороты холостого хода;
- сбой регулировки опережения впрыска;
- завоздушивание основной магистрали.
Другие причины — забитый воздушный фильтр; низкая компрессия в цилиндрах; требуется ремонт ГРМ.
Компьютер выдает ошибку
Автомобиль, оборудованный бортовым компьютером, выдает сообщение check engine, или «ошибка двигателя», если давление в магистрали низкого давления или топливной рампе (common rail) не соответствует рабочему показателю. В зависимости от марки машины, код ошибки будет разным.
Неисправности:
- вышел из строя датчик контроля потока;
- попадание воздуха в топливопровод;
- некорректно работает клапан ТНВД.
Для достоверной диагностики нужно подключить к бортовому компьютеру авто дилерский сканер.
Мотор внезапно самопроизвольно останавливается
Автомобиль глохнет на ходу или сразу после пуска.
Неисправности:
- поврежден топливопровод (неисправное соединение);
- сломался подкачивающий насос;
- поломка привода, поршня-разделителя, поршней или ротора ТНВД вследствие значительного износа;
нарушена регулировка опережения впрыска.
Другие причины: забитый воздушный фильтр, нарушена герметичность нагнетателя (турбины).
Неустойчивая работа двигателя
Так называемые «плавающие обороты» — самопроизвольное изменение мотором показаний частоты вращения коленчатого вала.
Неисправности:
- выход из строя регулятора оборотов;
- нарушена герметичность топливной системы;
- недостаток смазки, или избыток сопротивления скольжению деталей регулировочной системы;
- значительная выработка ТНВД или форсунок;
- неудовлетворительное качество дизтоплива.
Явление иногда возникает после поломки клапана вентиляции картерных газов (КВКГ) и образования их избыточного давления.
Изменение цвета дыма из выхлопной трубы авто
Белый или серый дым из выхлопной трубы свидетельствует о переохлаждении мотора, сильном износе ЦПГ, или ранее чем нужно выставленное опережение. Одновременно с повышением уровня моторного масла — может быть признаком пробоя прокладки ГБЦ.
Темный (черный) дым — признак неправильного смесеобразования (избытка топлива и неполного его сгорания). Причины: износ или засорение форсунок, «позднее» опережение впрыска, износ ЦПГ с потерей компрессии, неправильная регулировка клапанов.
Сопутствующие нарушения работы топливной аппаратуры
- Проявляются либо индивидуально, либо параллельно с основными неполадками.
- На автомобиле приходится часто менять свечу накала — неисправна соответствующая ей форсунка.
- Уровень моторного масла становится выше — происходит утечка в уплотнении привода ТНВД.
- После поездки не получается заглушить дизель — неисправен запорный соленоид в топливопроводе.
- Автомобиль перестал обеспечивать достаточное усилие «торможения двигателем» — не работает обратный канал (сброс), либо некорректно выставлены «холостые» обороты.
Последствия нарушения часто бывают общими: расход «дизеля» может возрасти как от износа ТНВД, так и от нехватки воздуха в случае забитого воздушного фильтра. Достоверно установить, что поломка относится именно к топливной системе, удается лишь путем последовательного дефектирования узлов и агрегатов, на которые указывает неполадка.
Другие причины, которые вызывают неисправности в топливной системе дизельного двигателя
- Производительность форсунки ухудшилась, что привело к потере мощности в одном из цилиндров.
- Неправильные показания датчиков расхода воздуха, давления и разрежения могут привести к активации индикатора Check Engine.
- Турбина включается, но не выдает полную мощность, возможно из-за неполного входа штока геометрии.
- Забитый воздушный фильтр — распространенная проблема, когда засорение фильтра замедляет прохождение воздуха и снижает эффективность двигателя.
- Проблемы могут также возникнуть из-за использования некачественного топлива.
- Неисправности в системе управления турбиной могут проявиться в случае, когда сама турбина исправна, но не подчиняется управлению, например, из-за неисправности электронных актуаторов или клапанов аварийного сброса давления.
- Турбина может перестать включаться по разным причинам, включая износ распределительного вала и ГРМ.
- Забитый топливный фильтр также может вызвать проблемы в работе двигателя, ограничивая пропускную способность системы.
- Негерметичность впускной системы воздуха, такая как утечки в системе патрубков, интеркулера или самой турбины, также может стать причиной снижения производительности двигателя.
- Кроме того, неисправный клапан аварийного сброса турбины или недостаточное количество топлива, подаваемого топливным насосом, могут способствовать ухудшению работы двигателя.