Ремонт машины

Стук в двигателе: причины, диагностика

Отсутствие работоспособного двигателя и поврежденный кузов означают, что автомобиль больше не сможет выполнять свои функции. Это важное утверждение, которое всегда актуально для водителей. Замена поврежденного кузова или давно прослужившего кузова всегда связана со значительными финансовыми затратами, а без исправного двигателя машина просто остановится. Однако наиболее тревожным сигналом о проблемах с двигателем является необычный звук, доносящийся из-под капота.

В этой статье мы подробно рассмотрим, что означает стук в двигателе и какие серьезные последствия он может иметь.

Чаще всего характерный и глухой стук из под капота возникает из-за появления зазора между компонентами внутри двигателя. Если вы услышали громкий стук, это означает, что допустимое расстояние между деталями превышено в 2 и более раз. Более сильный звук свидетельствует о том, что зазор разрастается быстро, и внутренние компоненты двигателя быстро изнашиваются.

Причины появления стука и степень повреждения зависят от качества деталей и условий эксплуатации. В любом случае, последствия могут быть крайне негативными:

  • Увеличенные нагрузки и риск детонации, что может привести к серьезным повреждениям.
  • Постоянный перегрев рабочей смеси и потеря ее качества, что способствует более быстрому износу деталей двигателя.

Диагностика стука в двигателе

В случае обнаружения стука в моторе проводится диагностика, основанная на нескольких критериях.

  1. По характеру звука. Стук может быть постоянным, редким или случайным, и его частота зависит от характера и серьезности неисправности.
  2. По тональности звучания. Определение тональности стука — непростая задача. Только опытный специалист способен понять, что звонкий стук в моторе автомобиля корейской марки и приглушенный звук в двигателе более мощной немецкой машины, фактически, могут указывать на одну и ту же проблему — неисправность подшипников коленчатого вала. Конструктивные особенности двигателей могут придавать разные звучания, независимо от их состояния.
  3. По месту локализации. Для более точной диагностики специалисты обычно используют стетоскоп. Однако, если он недоступен, можно создать устройство для прослушивания из подручных материалов, таких как консервная банка и проволока из стали.

Стук в моторе напрямую связан с работой коленчатого вала, который регулирует обороты двигателя. Следовательно, чем выше скорость вращения коленвала, тем чаще можно услышать стук. Интенсивность этого звука может меняться в зависимости от условий эксплуатации двигателя. Важно правильно определить связь между увеличением оборотов двигателя и усилением стука.

В процессе диагностики также важно определить, при каких условиях работа двигателя сопровождается более громким стуком. Иногда это может происходить при высокой температуре в системе (когда моторное масло становится наиболее жидким и увеличивается в объеме), и силовая установка начинает стучать сильнее. В других случаях стук слышен только при холодном двигателе и исчезает после его прогрева, либо становится почти незаметным.

Причины стука ДВС

Если немедленно не принять меры, стук в двигателе может усиливаться. Внутри систем газораспределительного механизма, цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма могут возникать следующие источники стука:

  • Головка блока цилиндров (ГБЦ) и клапан.
  • Коромысло и ось клапанного механизма.
  • Коленвал в блоке цилиндров непосредственно.
  • Распределительный вал в головке блока.
  • Поршень в цилиндре.
  • Поршневые пальцы.
  • Направляющая клапана и клапан.

Если детали системы газораспределительного механизма (ГРМ), такие как цепь или ремень, изготовлены из твердых и прочных материалов, стук может продолжать звучать в течение длительного времени. Однако разрушение более мягких компонентов, работающих в паре с металлическими подшипниками и вкладышами, может привести к увеличению интенсивности стука.

Самые опасные причины стука

1. Поршни издают стук внутри цилиндров

Стук поршня, отличающийся глухим тоном, хорошо слышен в блоке цилиндров и иногда сопровождается своего рода щелчком. Стучит и цокает двигатель вследствие температурного расширения поршня обычно «на холодную», при небольших оборотах двигателя, а также при резком сбросе газа во время движения. Стук возникает, как только величина зазора становится больше 0,3 мм.

2. Стук поршневых пальцев

Звучание стучащих поршневых пальцев имеет металлический оттенок, высокий тон и слегка звонкий характер. Этот звук становится явным, когда вы усиленно нажимаете на акселератор для ускорения или «перегазовываете» двигатель. Местом происхождения этого звука является блок цилиндров, а зазор, вызывающий его, обычно составляет около 0,1 мм.

Также можно выявить неисправность, осуществив проверку с помощью извлечения свечи зажигания. Если в цилиндре отсутствует искра от свечи, топливо не сгорает, что означает, что поршень испытывает минимальную нагрузку.

Детонация часто возникает из-за использования неподходящего топлива для этого типа двигателя, а также во время экстремальных нагрузок, таких как крутой подъем или длительный спуск.

Слышен стук в коренных подшипниках и вкладышах коленвала

Характерный металлический стук двигателя, свидетельствующий о проблемах в этой области, может быть немного приглушенным и звучать из направления картера. Эти стучащие элементы особенно заметны при низких оборотах «холодного» двигателя при разгоне и при снижении оборотов. Зазор между шейкой коленвала и вкладышем в этом случае составляет всего 0,1-0,2 мм. Падение давления масла до критически низких значений делает этот стук более отчетливым, независимо от текущего режима работы.

Часто стук клапанов обусловлен использованием моторного масла низкого качества или не соответствующего требованиям конкретного типа силового агрегата.

Стучат имеющиеся вкладыши шатунов

Звук дефектных вкладышей шатунов напоминает признаки проблем с главными подшипниками, но он проявляется более отчетливо. При увеличении интенсивности этого звука необходимо провести срочный ремонт. Важно отметить, что использование как бензиновых, так и дизельных двигателей с неисправными вкладышами шатунов строго запрещено, поскольку это может привести к поломке двигателя в любой момент.

Рекомендации, как ремонтировать двигатель

Если у вас возник заметный стук в двигателе, первым делом стоит проверить уровень масла в моторе, поскольку снижение его уровня может повлечь неправильную работу всей системы двигателя внутреннего сгорания. Если уровень масла находится в норме, следующим шагом будет определение местоположения этого стука. В этой ситуации важно убедиться в исправности следующих элементов:

  1. Топливная система.
  2. Приводы.
  3. Шкивы навесного оборудования.

Далее, следующим этапом будет выявление характерных особенностей стука. Если стук проявляется более интенсивно при высокой нагрузке на двигатель, это может указывать на неисправности в кривошипно-шатунном механизме или в группе цилиндра и поршней.

Если частота стука не совпадает с частотой вращения коленчатого вала (отличается примерно в 2 раза), то возможные проблемы могут быть связаны с системой газораспределения. Это объясняется тем, что скорость вращения коленвала вдвое выше, чем скорость вращения распределительного вала. В некоторых случаях стук может возникать под нагрузкой из-за проблем с гидрокомпенсаторами.

Также следует учитывать, что усиление стука может происходить при нагреве и расширении моторного масла, что может свидетельствовать о проблемах с подшипниками механизма газораспределения.

Василь

Експерт у сфері автомобільної журналістики. Для написання статей використовуються різні авторитетні онлайн джерела інтернету.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button